- МОНГОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
МОНГО́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература монгольского народа. Развивается на монгольском языке. Фольклор монголов отличается богатством жанров: песни, героические сказания, сказки, ероолы (благопожелания), магтаалы (восхваления), сургаалы (поучения), легенды, загадки, пословицы и поговорки. Фольклорные традиции определили жизнестойкость монгольской эпической литературы, широко известной сказанием о Гэсэр хане (см. «Гэсэр»), народным эпосом «Джангар» (бытует наравне с калмыцким) о цветущей стране Бумбе и ее богатыре и защитнике Джангаре. Эпиграфические памятники письменной литературы, датированные XIIXIII вв., «Надписи на скалах халхасского Цокто-тайджи» (15801637) свидетельствуют о большом влиянии на них народной песенной лирики, об эпичности как особенности, присущей монгольской поэзии. Образцом диалогических народных песен служит произведение под названием «Золотоордынская рукопись на бересте» (рубеж XIIIXIV вв., хранится в Эрмитаже, Ленинград). Первый известный монгольский письменный памятник «Сокровенное сказание», сочинение неизвестного автора или коллектива авторов в равной степени относится и к исторической, и к художественной литературе; большую ценность представляют содержащиеся в нем остатки мифов, фрагменты народного эпоса, народные легенды, предания, ероолы, магтаалы. Литература XIIIXIV вв. лишь фрагментарно представлена в более поздних сочинениях летописях XVII в., в которые вошли произведения: «Сказание об Аргасун-хуурче», «Беседа мальчика-сироты с девятью витязями Чингисхана», «Легенда о разгроме трехсот тайджиутов», более поздние «Плач Тогон Тэмура», «Легенда о мудрой ханше Мандухай» (XV в.), «Повесть об Убаши хун-тайж» (XVI в.). Из летописей XVII в. по художественным достоинствам выделяется «Алтан Тобчи», содержащая древние предания, различные образцы средневековой поэзии и др.
Демократические антифеодальные тенденции отличают оригинальную М. л. XIX в., когда творили писатель Инжинаш, мастер поэтической народной сатиры Хуульч Сандаг и др.
С периода Юаньской империи (70‑е гг. XIII в. 1368) процветала переводная литература. 108 томов «Ганжура» (собрание буддийских канонических произведений; впервые появилось на тибетском языке), включающего, помимо ученых трактатов, труды по языкознанию, стихосложению, риторике, и 225 томов «Данжура» (комментарии к «Ганжуру») переводились на протяжении столетий и были напечатаны в XVIII в. Послесловия к некоторым переводам сохранили имена переводчиков. Получили распространение пришедшие из Индии повести и рассказы. В устной передаче имели хождение китайские романы; популярностью пользовались «Речные заводи» Ши Найаня и др.
После Монгольской народной революции 1921 М. л., опираясь на фольклор, впитывала лучшие традиции литературного наследия, расширяла связи с прогрессивной мировой литературой, в первую очередь с русской классической и советской. В 1929 был создан кружок революционных писателей, преобразованный в 1930 в Монгольскую ассоциацию революционных писателей (на базе которой позднее был создан СП МНР). Первые страницы новой литературы открывают революционные песни, самодеятельные спектакли. В 30‑х гг. пьесы ставятся на профессиональной сцене; драматургия получает наибольшее развитие. Авторами первых монгольских пьес были С. Буяннэмэх и Д. Нацагдорж. Пьесы носили в основном антифеодальный характер; позднее главное место в них занимает современник, строитель новой жизни. Обновление поэтических жанров, зарождение современной повести и рассказа связано с творчеством Нацагдоржа и Ц. Дамдинсурэна. Оставаясь глубоко национальными писателями, они испытали влияние передовой зарубежной литературы, в т. ч. русской и советской. Их произведения знаменуют первые успехи на пути М. л. к социалистическому реализму.
Разгром японских войск в районе р. Халхин-Гол (1939), Великая Отечественная война Советского Союза 1941 1945, участие МНР в совместном разгроме Квантунской армии осенью 1945 обусловили появление военной темы; особое значение приобрела тема монголо-советской дружбы (Д. Цэвэгмэд и др.). Дальнейшее развитие получила драматургия: появились пьесы на современные темы Д. Сэнгээ, Эрдэнэбатын Оюун, Ч. Лодойдамбы, Л. Вангана. Одно из значительных достижений литературы 5060‑х гг. становление и развитие жанра романа. Первые монгольские романисты Б. Ринчен, отразивший жизнь монгольского общества конца XIX 1‑й половины XX вв., и Лодойдамба, в центре внимания которого революция 1921, судьбы монгольских тружеников, формирование нового человека.
В 6070‑х гг. известность приобрел Л. Тудэв, посвятивший свои романы социалистической Монголии. Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа; о судьбах монгольских женщин повествуют писательницы Оюун и Сономын Удвал, к морально-этическим проблемам современности обращается Дамдинсурэн, в жанре психологической, лирической новеллы, а также повести выступает С. Эрдэнэ. Среди поэтов выделяются мастера лирической и гражданской поэзии Б. Явуухулан и Ч. Чимид, многие стихи которых положены на музыку и пользуются популярностью в Монголии как песни. Творчество современных монгольских писателей свидетельствует о сближении М. л. с прогрессивной мировой литературой при максимальном сохранении национальных особенностей.
Литературная периодика: журнал «Цог» (с 1944), газета «Утга зохиол урлаг» (с 1955) органы СП МНР; альманах «Уран ÿгсийн чуулган» (с 1929); ежегодник «Яргÿй» (с 70‑х гг.).
Издания:
Лубсан Данзан, Алтан тобчи (Золотое сказание), М., 1973;
Песни аратов. Из монг. народной поэзии, М., 1973;
Молодые поэты Монголии. Сб., М., 1973;
Совр. монг. повесть, М., 1974;
Совр. монг. новелла, [М.,1974];
Из монг. поэзии XX в., М., 1981;
Повести монг. писателей, т. 12, М., 1982;
Рассказы монг. писателей, т. 12, М., 1984;
Поэзия народной Монголии, в 2 т., т. 1, М., 1985.Литература:
Герасимович Л. К., Литература Монг. Народной Республики 19211964 гг., [Л.], 1965;
его же, Монг. стихосложение, Л., 1975;
Михайлов Г. И., Литературное наследство монголов, М., 1969;
Михайлов Г., Яцковская К., Монг. лит-ра, М., 1969;
Кара Д., Книги монг. кочевников, М., 1972;
Новые горизонты. Литературно-худож. критика МНР, пер. с монг., М., 1979;
Литературные связи Монголии, М., 1981;
Тудэв Л., Национальное и интернациональное в монг. литературе, [пер. с монг.], М., 1982;
Писатели МНР. Биобиблиографич. справочник. М., 1982.К. Н. Яцковская.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.